Складная лодка из полипропилена своими руками
Для многих любителей отдыха на воде складная лодка из легкого материала остается несбыточной мечтой, так как это удовольствие не из дешевых. К счастью, сейчас доступен огромный перечень отличных современных материалов и инструментов для самостоятельного изготовления практически любых промышленных изделий. При необходимости, за пару часов в интернете можно найти самые подробные чертежи и инструкции по их созданию. Кроме того, непосредственный процесс изготовления лодки своими руками – это уже само по себе приятное времяпровождение на несколько недель.
Содержание
Преимущества складной полипропиленовой лодки
Складная лодка из полипропилена обладает рядом преимуществ по сравнению с моделями, изготовленными из других материалов. Среди основных плюсов стоит выделить:
- Небольшой вес;
- Простота в изготовлении;
- Относительно небольшая стоимость производства;
- Возможность выбора индивидуального размера;
- Простота и небольшая стоимость ремонта;
- На выбор может комплектоваться веслами или мотором;
- Легкость сборки;
- Простота транспортировки.
Подготовительный этап производства
Прежде, чем заниматься работами на домашней судоверфи, необходимо определиться с терминами:
- Нос – передняя часть.
- Корма – задняя часть.
- Транец – плоская "стенка", вариант оформления кормы.
- Банка – скамейка.
- Уключина – крепление на борту для весла.
- Киль – продольный средний шов на днище.
- Скула – продольный шов, соединяющий борт и днище.
При желании и наличии определенных знаний и умений чертеж будущей лодки из полипропилена можно изготовить самостоятельно. Главное условие, которое необходимо решить для себя перед началом производства – это количество человек, которое планируется одновременно разместить на борту. От этого будет зависеть размеры судна. Как правило длина лодки составляет 3,75 м, при этом высота бортов около 0,5 м, а ширина 120 см. В такой конфигурации общий вес будет примерно 40 кг. Также надо будет решить, нужен ли транец, ведь он, облегчая крепление мотора, увеличивает количество швов.
Примерный чертеж выглядит следующим образом:
После того, как будет определен размер лодки, станет ясно, какого размера нужны листы полипропилена и можно приступать к закупке необходимых материалов:
- Листы полипропилена (такие идут на изготовление дачных бассейнов) толщиной 5 мм;
- Доски для скамеек (банок). Длину и толщину лучше подбирать после изготовления лодки.
- В готовой конструкции доски будут использоваться для сиденья и в качестве распорок;
- Болты с шайбами и гайками, шуруповерт;
- Водопроводные полипропиленовые трубы, чтобы скрыть монтажные швы;
- Герметик для обработки мест возможных протечек;
- Болгарка или лобзик для раскроя листов;
- Строительный фен для оплавления кромок.
- Экструдер или фен для сварки швов (можно взять на прокат или попросить знакомого помочь со сваркой)
Процесс изготовления
Итак, ниже представлена подробная инструкция как сделать складную лодку из полипропилена своими руками:
- Сначала на бумаге в масштабе вычерчиваем карту раскроя бортов и днища. Чтобы избежать разочарований и погрешностей для начала советуем склеить пробную модель из бумаги. Все получилось, швы сошлись и лодочка выглядит как настоящая? Отлично! Теперь делаем лекала в натуральную величину из картона или плотной бумаги.
- При помощи маркера или фломастера обводим детали на листе полипропилена. Если предполагаются болтовые соединения, то необходим припуск для крепежа 15-20 миллиметров. Чтобы можно было отогнуть крепежный кант, полипропилен необходимо прорезать на пару миллиметров. Кант можно сделать при помощи фрезы, проделав углубление в листе полипропилена в 3 мм.
- Вырезаем детали, уделяя особое внимание на начало и конец выреза, чтобы лобзик не соскользнул. Особой осторожности требуют прорезы для отгибания канта – нужна особая аккуратность, чтобы не прорезать лист насквозь. Острые края можно оплавить при помощи строительного фена.
- Теперь формируем наше судно по линиям изгибов. Для этого процесса стоит запастись терпением, и начинаем соединять детали болтами. Шаг между ними должен быть достаточным, для обеспечения максимально герметичного соединения.
- На бортах предусматриваем крепление для банок, при необходимости – уключины для весел, на корме место для мотора. В зависимости от бюджета можно сделать все самостоятельно или купить указанные аксессуары в магазинах для катеров и яхт.
- Швы закрываем разрезанной вдоль водопроводной пластиковой трубой. Держаться она будет сама за счет крепежных болтов. Обеспечивать герметичность данного узла не стоит. Труба а только закрывает многочисленные болтовые соединения, швы и придает судну аккуратный внешний вид.
- Лист полипропилена 5х2000х4000 мм цена 7850 рублей.
- Крепеж из расчета 200 болтов с гайками и шайбами обойдется в 1000 рублей.
- Доски, скорее всего в хозяйстве найдутся, если нет – доска 50х200х6м примерно 600 руб.
- Один картридж герметика стоит около 300 рублей.
- 10 метров ПВХ трубы для закрытия крепелений примерно 1000 рублей.
- Оснастка, весла, мотор сложно подсчитать. Тут все зависит от вкуса и кармана владельца;
- Необходимый инструмент, как правило, найдется в хозяйстве или берется напрокат.
Наиболее важные соединения: по килю, в носу и корме, обязательно надо дополнительно “заварить”. Для этого можно использовать как экструдер, так и фен для сварки листовых пластиков. Обычным строительным оборудованием можно навредить, так как необходима тонкая регулировка температуры. Покупать такой инструмент не стоит, можно взять его в аренду. |
Ниже приведены фотографии примерной обработки соединений в корме и носу будущей лодки.
Соединения в корме | Соединения в носу |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Сборка готового изделия
Вес готового изделия будет зависеть от изначально выбранной длины и ширины. Чем больше человек должна будет выдержать лодка, тем она тяжелее, но при любом размере один человек сможет справиться с ее сборкой самостоятельно. В сложенном состоянии она будет выглядеть приблизительно, как изображено на фото ниже:
Процесс ее сборки прост и занимает не более десяти минут, сделать это можно в одиночку, возможно для удобства понадобится распорка и немного сноровки. На фотографии ниже хорошо видны крепления для банок.
Банки не только являются сидениями, но и обеспечивают жесткость лодки, поэтому качеству их крепления необходимо уделить особое внимание:
Нос закрывается специальной накладкой, которая убережет от попадания брызг воды внутр. судна:
Теперь вставляем в уключины весла или ставим мотор и лодка готова к плаванию!
Примерный подсчет стоимости
Теперь, как всегда, самый актуальный вопрос: сколько будет стоить такая лодка? Ниже приведен примерный расчет стоимости используемых материалов:
Складная лодка из полипропилена, сделанная своими руками обойдется намного дешевле, чем такая же промышленно изготовленная. Хорошее настроение, отличная рыбалка, охота или путешествие обеспечено.
Семь футов под килем!